Памятки по истории

 Как работать с параграфом учебника


v    Прочитай весь параграф, составь общее и целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, рисунки и др.
v    Обрати особое внимание на выделенные в параграфе факты, выводы, идеи.
v    Составь развернутый план.
v    Старайся связать с материалом параграфа то, что ты слышал и видел на уроке, записал в тетрадь.
v    Вспомни, что ты читал по данной теме, видел в музеях, кино.
v    Иногда необходимо просмотреть пункты, которые изучал раньше.
v    Если что-то показалось тебе непонятным, или, наоборот, очень заинтересовало тебя, обратись к справочной литературе, в справочник, в энциклопедии.
v    Проверь, как усвоил материал темы, расскажи его сначала по плану, потом без него.
v    Подготовь ответы на вопросы и задания в конце параграфа, выполни задания, предложенные учителем.


Как составлять план

v   Внимательно прочитай название темы плана, текст параграфа и выбери из него только тот материал, который раскрывает тему плана.
v    Начинай составлять план только тогда, когда усвоил содержание материала целиком.
v    В зависимости от вида плана, выбери один из двух предлагаемых путей: а) если план простой, раздели текст на части по смыслу, выдели в них главные мысли; четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши; б) если план развернутый, соотнеси главные мысли между собой и запиши их в виде основных пунктов; найди положения, раскрывающие главные мысли, запиши их в виде подпунктов.
v  Составь план, проверь, раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал, представить картины исторического события, понять и осознать причины этих событий, сделать выводы.

Как работать с историческими письменными источниками.

v  Прочитай название документа. Определи, кто его автор. Когда и где написан документ? Где напечатан? Основные сведения о документе запиши в тетрадь.
v Сориентируйся по названию документа, с каким содержанием имеешь дело (воспоминания - рассказ о событиях отдельных лиц; универсал, Конституция, устав - законодательный акт, содержащий перечень требований, правил, законов и т.д .; инструкция - перечень обязательных требований к исполнению и т.д.)
v    С какой целью работаешь над документом, какие задачи должен выполнить?
v    Внимательно прочитай текст документа.
v Узнай неизвестные понятия, значение отдельных слов. Обрати внимание на комментирование, сопровождающее текст.
v   Проанализируй, понял ли ты текст документа. Можешь ли выполнить поставленную задачу?
v    Выполни поставленную задачу.

Алгоритм характеристики правителя

v    Время жизни
v    Титул, положение
v    Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика или — в экономической сфере (цель, мероприятие, результат) — в социальной сфере — в политической сфере — в культуре
v    Результаты деятельности — чего добился — как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по достоинству); позиции современников, потомков, ученых
v    Твое личное отношение к личности


Алгоритм характеристики деятеля культуры

v    Время жизни
v   Особенности эпохи — идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве — отражение общественных проблем в произведениях
v    Творческие достижения и влияние на современников
v    Место в отечественной и мировой культуре


Как рассказать о памятнике архитектуры

v  Автор, название, назначение и местонахождение памятника. Исторические условия его создания (характеристика эпохи).
v    Предыстория создания памятника.
v Характеристика памятника: место в ландшафте; особенности планировки; в особенности внутреннего и внешнего убранства, архитектурный стиль.
v  Мнение современников и искусствоведов о памятнике.

v  Историческая судьба памятника.



Как написать эссе (историческое сочинение)


Написание эссе - рассуждения по заданной проблеме.  Это сложное задание, в котором требуется показать свой уровень понимания исторической проблемы, владения историческим материалом, знания историографии, терминологии. Эссе показывает общую культуру и кругозор автора. Поэтому, написанию эссе предшествует большая подготовительная работа, которая длится определённое время. Она включает чтение литературы, осмысление и обсуждение с наставником или сверстниками собственной точки зрения, выработку стиля написания, знание проблемных вопросов истории и точек зрения учёных. Что касается технологии, то она включает следующие этапы:

1. Выберите высказывание учёного, которое вы понимаете лучше других и можете рассуждать на заданную тему.
2. Внимательно изучите критерии эссе. Как правило, от вас требуется сформулировать проблему, объяснить, почему её выбрали (актуальность), сформулировать 3-4 задачи по заданной проблеме; указать историков и их точки зрения по данному поводу (историография), высказать собственную позицию, которую следует аргументировать фактами. При этом следует использовать термины и устойчивые выражения. В конце работы следует обязательно сделать вывод. 
3. Составьте план работы. Особенно тщательно поработайте над формулировкой проблемы и задач; припомните историков, подберите факты, которые наиболее ярко иллюстрируют проблему.
4. Приступая к написанию текста эссе, следите за стилем, и логикой изложения.
5. Ваши выводы должны содержать решение тех задач, которые поставлены вами в работе.
Чтобы ваше эссе было неординарным, следует думать, писать и переписывать, оттачивая каждый момент работы.

Комментарии

Популярные сообщения